Всероссийская акция "Папа дома. Время до гаджетов!"

Сейчас мы все оказались в обстоятельствах, на которые очень мало можем повлиять. Что мы можем сделать? Во-первых, помочь тем, кто слабее. А во-вторых, - превратить трудности в возможности.

 

У всех сейчас высвободился драгоценный ресурс - время. Приглашаем всех потратить его на простые вещи, те, про которые обычно мы говорим "не до этого".

 

Давайте мы, отцы, устроим нашим детям "путешествие в мир до гаджетов" - в свое детство. Вместе вспомним игры детства: морской бой, лото, прятки, жмурки, сразимся в шахматы. Если в вашем регионе нет ограничений, научите своих детей уличным играм - лапта, банки. Что еще? Вспоминайте!

 

Ниже на этой странице мы будем формировать общедоступный банк игр, с описанием правил, чтобы и самим вспомнить, и детей научить.

 

Сейчас это крайне важно, ведь в связи с ограничениями и переводом учёбы в онлайн, наши дети могут окончательно "прирасти" к экранам. Не отдавайте им ваших детей и себя! Используйте драгоценную возможность просто побыть рядом, провести время за игрой, за книгой, а может быть даже за приготовлением чего-нибудь для ваших мам. Будет очень здорово, если в преддверии 9 мая вы также расскажете вашим детям об их предках, о тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне, о том, что это нельзя забывать.

 

Для того чтобы акция получилась живой и всем нам было интересно, приглашаем выкладывать фото на ваших страницах в соцсетях, как вы с семьей играете в такие "живые" игры, с хештегом #урапападома и #времядогаджетов.

 

 

БАНК ИДЕЙ

Фанты

Игра в фанты способна рассмешить даже заядлого "буку" вне зависимости от возраста. При этом она не только доставит участникам веселье, но и поможет развить воображение и актерские навыки, а для стеснительных станет хорошим способом раскрепоститься. У этой веселой и доброй игры есть несколько вариантов:

  • С ведущим. В этом случае каждый игрок отдаёт ведущему какую-либо вещь (деталь от чего-либо) и складывает в общий «котёл». Ведущий отворачивается, а участники вытаскивают наугад любую вещь из «котла» со словами «Что сделать этому фанту?». Ведущий придумывает задание, которое фант должен выполнить, вызволяя свою вещь из залога.
  • С карточками. Это наиболее «демократичный» вариант игры, так как каждый участник может придумать своё задание, записав его на карточке и положив её в общую кучу. Игроки вытаскивают карточки по очереди и выполняют задание.

Вот несколько примеров заданий:

  1. Пройти по комнате походкой медведя (пингвина или любого другого животного/сказочного персонажа).
  2. С конфетой за щекой прочитать стишок.
  3. Изобразить героя любимого мультфильма/фильма.
  4. Придумать и записать дополнительное задание для фантов.
  5. Проползти под стулом, изображая пулемётчика.
  6. Прочитать скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
  7. Прочитать своё имя наоборот, представиться гостям и именоваться так в течение всей игры.
  8. Изобразить часы «с боем» и «пробить» время.
  9. Встать на табуретку и прокукарекать три раза.
  10. Проползти по комнате в позе черепахи со словами « Я самое быстрое в мире животное».
  11. Поставить «рожки» соседу.
  12. Нарисовать с завязанными глазами человечка на листе бумаги.
  13. Сфотографироваться с высунутым языком.
  14. Станцевать танец маленьких утят.
  15. Спеть песенку о ёлочке голосом военного хора.
  16. Сказать голосом директора «А чего это вы здесь все собрались?»
  17. Преподнести «букет» из вилок и ложек любой даме со словами «Сударыня, я вами восхищён!»
  18. Изобразить боксёра на ринге, упавшего от удара противника.
  19. Строгим голосом сказать «Иванов, к доске!», обращаясь к любому участнику игры.
  20. Сыграть на ложках и посуде песню «Пусть бегут неуклюже…»

 

 

 

"Горячо-холодно"

Основная цель этой забавы — это отыскать спрятанный предмет, ориентируясь по подсказкам окружающих. При этом участники не могут точно указать на место «клада», а должны всего лишь направлять вводящего в нужную сторону с помощью подсказок.

Чтобы начать играть, попросите того, кто будет искать «клад» выйти из комнаты и спрячьте предмет, например, игрушку. После этого, водящий ходит по помещению, пытаясь определить место. А остальные участники могут помочь ему следующими фразами:

  • Очень холодно! Как вариант можно говорить — зима, мороз, совсем замёрз. Эти слова означают, что игрок движется в противоположном направлении и сильно отдалился от предмета.
  • Холодно! Спрятанный «клад» немного ближе, но все равно ещё слишком далеко.
  • Теплее! Фраза говорит о том, что ищущий приблизился к цели и движется в правильном направлении.
  • Опять холодно! Эти слова произносятся, если ищущий вновь направился не в ту сторону.
  • Горячо! Фраза произносится если ищущий подобрался очень близко к спрятанному предмету.
  • Жарко! Как вариант можно говорить такие слова, как горишь, пожар. Они означают что предмет находится на расстоянии руки от ищущего.

Вместо обычных слов можно хлопать в ладоши или топать ногами. И чем ближе участник к спрятанному предмету, тем громче хлопки. Кроме того, можно усложнить задачу и устроить «чемпионаты» на время, или командные соревнования между малышами и взрослыми. В этом случае поиск будет захватывающим.

 

 

Лото

Лото — несложная, но очень интересная и увлекающая игра. Появившись в Италии в 18 веке, оно быстро распространилось по миру и получило заслуженную популярность в России.

 

В лото играют от двух игроков с водящим, хотя роль водящего может выполнять один из игроков. 

Для игры потребуется специальный набор, который включает в себя:

  • 24 карточки с написанными на них числами.

  • Мешочек с бочонками, пронумерованными числами от 1 до 90.

  • Фишки («закрывашки») для закрытия дублей.

Водящий хорошенько перемешивает мешочек с бочонками и начинает по очереди вытаскивать бочонки, называя («выкликая») номера, написанные на них. Водящий и игроки не должны подглядывать в мешочек, пытаясь определить следующее число. Игроки внимательно следят за номерами и если такое число есть у них на карточках, забирают бочонок себе, ставя его («закрывая») на соответствующие числа. Если число обнаружено у двоих и более игроков, они закрывают свои числа специальными фишками.

Бывает несколько вариантов игры. Один из них — короткое лото. В этом случае каждый игрок берут себе в начале игры по одной карточке. Победителем становится тот, кто первый закроет один из рядов чисел на своей карточке («Квартира!»)

В простом лото каждый игрок берут себе по три карточки. А побдителем становится тот, кто первым закроет все числа на своей карточке. Как и в коротком лото, игрок, который закрывает один ряд, говорит «Квартира!». Но это не означает выигрыш, а всего лишь сигнал другим игрокам.

 

Морской бой

 

Сейчас есть специальные игровые комплекты для «Морского боя», а также масса компьютерных реализаций, но классический вариант на тетрадной страничке в клетку - это совсем другие впечатления. Забыли, как играть? Напомним!

Цель игры — потопить корабли противника раньше, чем он успеет потопить ваши.

Играют двое игроков. Каждому из них нужен листок (желательно в клетку), карандаш или ручка. Игра начинается с подготовки поля. На листке рисуются два квадрата 10×10 клеток. На одном из них будут расставляться свои корабли, в другом будет «вестись огонь» по кораблям противника. Стороны квадратов подписываются буквами по горизонтали и цифрами по вертикали. Заранее надо договориться, какие буквы будут написаны (основные споры возникают, использовать или нет букву «Ё»). Кстати, в некоторых школах вместо скучного алфавита пишут слово «РЕСПУБЛИКА» — оно как раз содержит 10 неповторяющихся букв. Это особенно полезно для тех, кто так и не осилил алфавит.

Далее начинается расстановка флотов. Классические правила морского боя говорят, что должно быть 4 корабля по одной клеточке («однопалубных» или «однотрубных»), 3 корабля по 2 клеточки, 2 — по 3 клеточки и один — четырёхпалубный. Все корабли должны быть прямыми, не допускается изогнутых и «диагональных». Корабли располагаются на игровом поле таким образом, чтобы между ними всегда был зазор в одну клеточку, то есть они не должны касаться друг друга ни бортами, ни углами. При этом корабли могут касаться краёв поля и занимать углы.

Когда корабли расставлены, игроки по очереди производят «выстрелы», называя квадраты по их «координатам»: «А1», «В6» и т.д.. Если клетка занята кораблём или его частью, противник должен ответить «ранен» или «убит» («потоплен»). Эта клетка зачёркивается крестиком и можно сделаеть ещё один выстрел. Если в названной клетке корабля нет, в клетке ставится точка и ход переходит к сопернику.

Игра ведётся до полной победы одного из игроков, то есть, пока не будут потоплены все корабли. По окончании игры проигравший может попросить у победителя посмотреть на его расстановку кораблей.

Ничего не понятно? Смотрите видео:

 

 

 

Что это? (угадываем предмет по описанию)

 

Полезная игра для развития речи и образного мышления.

Соберите в  мешочек или непрозрачный пакет несколько маленьких предметов. Это могут быть игрушки, предметы обихода, кухонная утварь, одежда  – всё, что угодно. Единственным условием является знакомство ребёнка с этим предметом. Ведущий берёт мешочек, отворачивается,  достаёт что-нибудь и пытается несколькими словами (обычно прилагательными) описать то, что у него в руках. Другие участники должны угадывать. Например, ведущий достал из мешка зимние носки. Он говорит «вязаные, тёплые, получены от бабушки». Тот, кто отгадал, становится ведущим.

 

 

Пантомима (Крокодил)

Один игрок говорит на ухо другому слово или фразу, которую тот должен показать.
Задача игрока — показать всю фразу или одно слово жестами, без помощи звуков, и не показывая на предметы, добиваясь от аудитории уточняющих и наводящих вопросов.
В этой игре особенно важно бывает договориться об условных обозначениях.
Можно показывать слово целиком, а можно — по частям, хорошо бы иметь условные обозначения для описания частей речи, для обозначения «почти угадал», для «запомни это слово, и пойдем дальше».
С детьми можно игру упростить, и показывать разных зверей, или виды спорта,изображать разных домашних и диких животных, неживые предметы (например, транспорт), представителей профессий (например, полицейского, пожарника, доктора) и т. п.

Постепенно можно перейти к известным фразам из песен и мультиков. Сложнее всего показывать оторванные от контекста слова типа «аббревиатура», «солидарность» или «весть».

Очень полезно для развития эмоционального интеллекта включить задания на выражение чувств и переживаний. Переживания должны быть простыми и знакомыми ребенку, например, страх, радость, огорчение, удивление и т. д.

 

 

 

Кто я? (Тарантинки)

В эту игру обычно в неё играют за столом или сидя на стульях в кругу. Поскольку широкое распространение игра получила после того, как была показана в одном из фильмов Тарантино, она получила неофициальное название «Тарантинки».

Итак, что нужно делать. Игроки получают по небольшому кусочку бумаги и ручке (лучше использовать самоклеящиеся листочки). На листочке каждый в тайне от остальных пишет имя литературного героя (героя фильма или мультика), знаменитости (певца, артиста, политика). В зависимости от возраста участников, о том, кого можно писать, а кого нет, можно договориться заранее. Далее, каждый передаёт свой листочек соседу справа. Получив другой листок, надо не глядя прилепить его себе на лоб. Таким образом, каждый игрок видит «имена» всех, кроме своего собственного.

Игроки по очереди начинают задавать окружающим наводящие вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Можно договориться заранее, сколько вопросов может задать каждый участник прежде, чем ход переходит дальше по кругу. Игра продолжается, пока кто-нибудь не угадает. Этот игрок и становится победителем. Однако, можно продолжить «битву» за второе и третье место.

 

 

Правда или действие

Ведущий задает вопрос одному из игроков: «Что ты выбираешь – правду или действие?» Если игрок выбрал «правду», он должен ответить на вопрос ведущего честно. Если действие, то должен выполнить задание ведущего.

Это игра на доверие, так что участникам не стоит этим злоупотреблять и заходить в запретные зоны. 

 

«Вы поедете на бал?» («Барышня-мадам»)

Игра на внимательность и развитие речи. В начале игры определяется кто будет задавать вопросы, а кто отвечать.

Водящий начинает игру с присказки:

— Да и нет не говорите,
Черное с белым не берите,
Вы поедете на бал?

Второй игрок отвечает, например

— Наверное...

Далее водящий начинает задавать любые вопросы, «на чем поедете?», «с кем поедете?», «что оденете?», пытаясь подловить игрока и заставить его ответить да, нет, черное, белое.

Если слово случайно сказано, то игроки меняются ролями.

 

Мумия

 

Эта игра интересна сама по себе, но лучше организовать её как соревнование нескольких команд. Для этого нужно приготовить несколько рулонов туалетной бумаги (по числу команд). Подойдёт любая, самая дешёвая бумага, которую потом не жалко будет выбросить.

В каждой команде выбирают одного участника — «мумию». Он будет неподвижно стоять на протяжении всей игры. По сигналу ведущего остальные игроки команды начинают обматывать его бумагой с головы до ног (оставляя незакрытыми только глаза и нос!). Та команда, которая закончит «пеленание» первыми, не порвав при этом бумагу, объявляется победителями.

Вся хитрость в том, что игроки команды должны действовать слаженно, при обматывании передавая друг другу рулон. «Мумия» также должна помогать игркам, поднимая и подставляя для наматывания свои руки и ноги.

После того, как подведены итоги соревнования, проведено фотографирование команд на фоне их «мумий», и мумии погонялись за визжащими и разбегающимися участниками, объявляется второй этап соревнования: разворачивание. На этом этапе нужно первыми «распеленать» свою «мумию», также не порвав при этом бумагу.

В этой игре могут участвовать и маленькие дети (до 3 лет). Главное — не стоит их выбирать в «мумии», чтобы они не испугались. Но они с большим удовольствием будут помогать наматывать-разматывать бумагу.

"Банки"

Ученик 2-класса Александр Гудков напомнит, как играть в старую дворовую игру "банки".

 

Семейный журнал

 

«Попугай есть очень красивая птица у него нос поклапой или крюком его учут говорить», – поверите ли вы, что этот коротенький текст написан Львом Николаевичем Толстым?

Правда, когда эти слова складывались в строчки, великому русскому писателю было всего лишь семь лет, а подписывался он как «Г:Ль:Ни:То:». Под таким псевдонимом он помещал свои рассказы о птицах в собственном разделе домашнего рукописного журнала «Детские забавы», создаваемого братьями Толстыми. Тогда писатель впервые столкнулся с жанром короткого рассказа, который позже он использовал в своей «Азбуке» для крестьянских детей.

Многие в будущем выдающиеся поэты, писатели и художники, с ранних лет чувствуя потребность высказаться, создавали свои домашние средства массовой информации. Почему бы и вам не попробовать? Это отличный способ не только пробудить в детях тягу к словесному и художественному творчеству и побыть вместе, но и рассказать о семейной родословной. 

 

Детские рукописные журналы. Фото: rusbatya.ru

Катапульта из прищепки

 

Такая мини метательная машина делается за минимум времени из подручных материалов. Обязательная часть – прищепка. Все остальное подбирается из того, что найдется в доме:
— деревянная палочка или карандаш,
— крышка от бутылки или пластиковая ложка,
— брусок или кубик,
— клей, резиночки или скотч.

 

В качестве снарядов используются бумажные шарики – покупные или же скрученные из цветной бумаги.

 

В качестве мишеней – баночки, втулки, бумажные тарелки, стаканчики. За попадание в них можно давать очки, подсчет которых делает игру еще и развивающей.

 

Использовать катапульту можно и на улице, в качестве снарядов используя природные материалы.

 

Строим укрытие

Штаб, дом, пещеру, крепость из столов, одеял, стульев, подушек и прочего. Очень хорошая, любимая большинством детей игра дает много прекрасных эффектов в виде чувства защищенности, общности с другими членами семьи, снижения тревоги.

А бонус для родителей – принимать участие можно (нужно) по минимуму, позволив детям взять лидерскую позицию на себя.

 

 

Совместное рисование на одном ватмане

Карандашами, красками, мелками или пальцами – не столь важно.

Правила – рисуют все, кто как умеет, фантазию других членов семьи не ограничиваем и не делаем критических замечаний. На фоне включите приятную музыку. Это позволяет членам семьи немного раскрепоститься, расслабиться, проявлять свою творческую часть, спонтанность.

 

Лица из стаканов от йогурта

 

Понадобятся:

 

— две-три банки от йогурта или сметаны (можно заменить белыми бумажными стаканчиками);
— ножницы;
— перманентный маркер (и средство для снятия лака, если маркер размазался или нужно исправить какую-то неточность).

 

 

 

 

 

На одном из стакачиков нужно нарисовать овал лица, нос, прическу и сделать прорези для глаз и губ. На другом, выбрав правильное расположение, нужно нарисовать глаза и губы, изобразив любую эмоцию. Осталось вставить одну баночку в другую и крутить, меняя выражения лица.

 

 

Мастерим лего-банки

Не знаете, где хранить лего? Сделайте лего-банки! 

Понадобятся:

— банки подходящей формы (от детского питания);

— крышка;

— жидкая стойкая желтая краска (подходит колеровочная);

— черный перманентный маркер.

 

Чтобы равномерно окрасить банку, налейте краску внутрь, закройте крышкой и хорошенько взболтайте. С колеровочной краской лучше работать в хорошо проветриваемом помещении. Когда краска высохнет, нарисуйте перманентным маркером лица.

 Из банок такой или другой формы, применив фантазию, можно сделать и любых других героев, но создание именно лего-персонажей радует практически всех без исключения детей.

Что делать со стеклянными банками. Лего-банки

 

Утомились? Сыграйте в молчанку!

Молчанка  — хорошая игра для развития терпения и усидчивости. Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно.

В классическом варианте молчанки игроки рассаживаются в кружок так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно же, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя в игрушки. Начинается игра со стишка. Вот несколько вариантов, но можно сочинить и свой:

Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок — молчок!

Кони-огони сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-туречки говорили:
«Чоби, ачоби, челяби и чоби».
Начинается игра!
Мы набрали в рот воды и сказали всем:
— Замри!

Шел Молчан
По всем городам:
Кто стукнет-брякнет -
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово — тпру-у!

У гражданки Соколовой
Бегемот сидит в столовой,
Чешет вилкою живот,
Скатерть новую жует.
Он кричит: «Ри-ри-ри-ри!»
Кто играет, тот — замри!

Тише, мыши, кот на крыше:
Кошку за уши ведет,
Кошка драна, хвост облез...
Кто промолвит, тот и съест!

 

После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех — молодец, он считается победителем.

Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. Нельзя лишь щекотаться, щипаться, да вообще прикасаться!