Честь и долг русского офицера. Вячеслав Алексеевич Бочаров

"Он был первым, кто ворвался в захваченную террористами бесланскую школу. Сумел вывести из спортзала многих детей и женщин. И в том же бою получил тяжелейшее ранение в голову. Его посчитали погибшим, но офицер не просто выжил, но и вернулся в строй", - пишет "Российская газета" о Вячеславе Алексеевиче Бочарове - герое Российской Федерации.

Честь офицера - это не аморфная идея из романов русских классиков. Это реальность из жизни русских воинов. Она существует благодаря таким людям, как Вячеслав Алексеевич Бочаров, и вопреки навязываемым "идеалам" личного комфорта и удовольствия. Стоит ли говорить, что входя в захваченное террористами здание, такие люди вовсе не считают себя героями - они просто делают свою работу. Они просто выполняют свой долг. Просто так живут, и не умеют иначе.

Может показаться, что такие люди - это какие-то исключения, которых растили в каких-то уникальных условиях, элитных школах, в детском саду у них вместо воспитателей были доценты философии, а в школе - доктора наук, не меньше. Конечно, это не так. Эти выдающиеся люди - очень обычные. Напрашивается сравнение со святыми, которые нам, порой, кажутся бесплотными ангелами, родившимися без человеческих слабостей...

 

Картинки по запросу "Вячеслав Алексеевич Бочаров цитаты"

 

Вячеслав Алексеевич Бочаров родился в 1955 году в городе Донской Тульской области. Потом жил в городе Синельниково Днепропетровской области Украинской ССР. В 1973 году, окончив среднюю школу, поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. 25 лет прослужил в Воздушно-десантных войсках.

В 1981—1983 годах проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в ДРА в составе 103 гв.вдд. В дальнейшем служил в 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, в 242 УЦ ВДВ. В 1990 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. С 1990 года — начальник штаба парашютно-десантного полка. С 1993 года служил в Управлении Командующего Воздушно-десантными войсками.

В одном из боёв во главе группы в составе 14 десантников попал в засаду боевиков. Первыми же выстрелами старшему лейтенанту В.А. Бочарову перебило ноги. Однако и в беспомощном состоянии продолжал умело командовать группой. За несколько часов десантники отбили все атаки душманов, нанесли им значительные потери и с боем вырвались из окружения. Кроме В.А. Бочарова, получил ранение ещё один боец, погибших не было. Принимал участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, начиная с 1999 года по 2010 год. Был ещё раз ранен.

С 1998 по 2010 гг. проходил службу в Управлении «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ РФ.

 

1 сентября 2004 года Россия сотряслась от ужаса: группа из 32 террористов захватила сотни детей и взрослых в здании школы №1 Беслана. Туда немедленно прибыл Вячеслав Алексеевич вместе со своим подразделением. Группа Бочарова была брошена вместе с другими подразделениями спецназа на спонтанный штурм здания. Правда, сам Вячелав Алексеевич слово "спонтанный" предпочитает не употреблять:

"Никаких с нашей стороны спонтанных действий там не было, потому что каждое подразделение знало, с какого направления действовать. Я вышел на свой участок боевой работы и запросил руководство: могу ли я продолжить действия внутри школы? Но для этого надо было преодолеть открытое пространство и войти туда. Получил разрешение. Так получилось, что в школу мне удалось войти первым..."

Вячеслав Алексеевич первым прорвался в здание и лично уничтожил несколько боевиков, получил ранение, но остался в строю. Ликвидируя террористов, группа эвакуировала из здания детей и взрослых. Бочаров получил тяжелое ранение: пуля вошла в голову под левым ухом и вышла под левым глазом. Были раздроблены кости черепа, изуродовано лицо и поврежден мозг. Вячеслава Алексеевича вынесли из школы без сознания.Первое время он числился пропавшим без вести, а в ряде публикаций даже погибшим. Однако
через несколько дней пришел в себя и написал фамилию врачам. 

"В сознание пришел уже в Москве, в госпитале им. Бурденко. Месяца два я не мог говорить, мне просто нечем было говорить. Верхнюю челюсть оторвало, небо оторвало, нос свернуло, глаза контузило. Врачи не верили, что я выживу".

Но, как вспоминает герой, по-настоящему тяжело стало не в госпитале, а после выписки:

"В сознании свой собственный облик сохранился, а ты смотришь в зеркало, а там вроде бы другой человек. Но я ни дня не был дома, я на следующий день, как вышел из госпиталя, поехал на службу. У меня лицо было разорвано, дыра, я прикрывал все это дело тряпочкой и ехал на метро, а потом на автобусе до центра, и так полгода ездил. Через полгода сделали операцию, эту дыру в лице устранили, потом через полгода очередная операция - и так двенадцать операций. Потихоньку восстановился. Между медицинскими операциями продолжал ездить и на боевые операции".

 

 

В 2015 году Вячеслав Алексеевич отметил 60-летие. Однако ни эта дата, ни былые подвиги, не стали причиной "почивать на лаврах" - это явно не в характере. Сегодня своей главной задачей он считает воспитание будущих героев:

"Ведь это также проблема, беда в системе образования, когда мы Великую Отечественную войну проходим одной страницей, - возмущен ветеран. - Но когда ты беседуешь с подростками и говоришь: "А давайте поразмышляем, например, о жертвенном подвиге человека. Давайте подумаем: ради чего он совершает подвиг?" - и слышишь их размышления, то ты понимаешь, что они хорошие ребята, им просто немножко недостает информации. А в критической ситуации они поступят точно так же, как поступали наши предки. Возьмите подвиг Александра Прохоренко в Сирии, который вызвал огонь на себя, - чеканит герой. - Ведь он же молодой человек, ему двадцать с небольшим лет. Он подростком был совсем недавно, и с ним, может быть, также кто-то беседовал в школе. Но когда сложилась такая ситуация, он вызвал огонь на себя и погиб".

 

Читая такие истории каждый сознательный родитель - независимо от того, мальчиков или девочек он воспитывает - задается вопросом: откуда берутся такие люди? что сделать, чтобы воспитать в своем ребенке такую силу духа? могу ли я быть таким примером? На последний вопрос, конечно, далеко не каждый даст положительный ответ. Что ж, не всем быть героями. Но всем доступно рассказать о героях.